|
Портрет... БСЭ™ (Большая Советская Энциклопедия) |
-
Портрет
(франц. portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П. - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра П. - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в П. - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды; Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью П. часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения. Обычно П. изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип П., изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический П.) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в П. современника, так и в историческом П., объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология П. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают П. станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т.п. В разные эпохи получают распространение П. на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей П. делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфическим типом П. является автопортрет. Границы жанра П. очень подвижны, и часто собственно П. может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы П.-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и др. людьми (последнее - групповой П.-картина), и П.-тип - собирательный образ, структурно близкий П. В сочетании П. с бытовым или историческим жанром модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. П. может раскрывать высокие духовно-нравственные качества человека. Вместе с тем П. доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический П.). В целом П., наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отдельной личности, способен глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий.
|
|
|
|